Деньги. Банки. Кредиты. Вклады. Ипотека. Кредитные и пластиковые карты. Валюта

На главную страницу  
       На главную  |   Добавить в избранное  |   Сделать стартовой  
Разделы: деньги, банки, кредиты, вклады, ипотека, кредитные карты, пластиковые карты, валюта
Книги, литература: банки, банковское дело, финансы, страхование, бизнес, пенсионный фонд
Словари: деньги, банки, кредиты, вклады, ипотека, кредитные карты, пластиковые карты, валюта
Поиск: деньги, банки, кредиты, вклады, ипотека, кредитные карты, пластиковые карты, валюта

О пользе чтения


Читать, и правда, полезно. Особенно те документы, которые вам небрежно предлагают заполнить в банке для получения карты. Вооружившись знанием банковских продуктов и систем, внимательно прочитайте текст договора, который будете подписывать. А мы расскажем о том, каких подвохов со стороны банков следует избегать.

Ссразу на заметку: если карту изготовили чуть ли не в вашем присутствии, то, скорее всего, это говорит вовсе не о заботе банка о клиентах, а о банальном несоблюдении требований ЦБ РФ.

При открытии «пластикового» счета, помимо карты и второго экземпляра договора, банки обязаны выдавать держателю карты правила пользования ею и условия обслуживания счета. Увы. Зачастую эти документы составлены так, что, даже изучив их внимательно, клиент не всегда понимает свои права и обязанности, не говоря уже о правах банка. Не стесняйтесь спрашивать у сотрудников кредитного учреждения обо всем, что вам непонятно. Вам обязаны объяснить все тонкости и нюансы. Тем более что порой они весьма занимательны.

Например, многие банки практически насильно кредитуют своих клиентов, а затем штрафуют за неуплату. Как это происходит? Очень просто. Вот валяется у вас пластиковая карта в дальнем кармане кошелька, а то и в виде закладки в книге. Денег на ней нет, вы ею не пользуетесь. А через некоторое время из банка приходит письмо, в котором предлагается уплатить штраф за непогашение задолженности по овердрафту. Какой еще штраф? Какой овердрафт, когда карта пылится на полке дома? Оказывается, в договоре, который вы подписали, не глядя, при открытии карты, фигурировал пункт об уплате ежемесячной комиссии. А поскольку деньги на карту не поступали, банк решил выдать вам кредит на уплату комиссии, а потом и оштрафовать за то, что вы этот кредит не погасили. Ну и что, что вы ни сном, ни духом? Договор нужно было читать!

Но это еще цветочки. Ах, как ловко банки вводят в заблуждение своих клиентов при получении ими кредитов! Фразы в договорах составлены так гладко, что у клиента создается впечатление, будто деньги ему банк вместе с кредитной картой чуть ли не подарит. Во избежание таких ситуаций, в прошлом году ЦБ РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой даже издал письмо, в котором рекомендовал банкам предоставлять потенциальным клиентам информацию, раскрывающую все последствия их «связи» с банком. В документах для клиентов не запрещается использовать специальную банковскую терминологию, но они также обязаны ее разъяснять, поскольку информация должна быть понятна всем гражданам. Впрочем, рекомендации на то и даются, чтобы их не исполнять.

Не менее любопытны в правилах пользования банковскими картами и разделы, касающиеся потери и кражи карт. Согласно общему принципу, в таких случаях владелец карты должен позвонить в банк и попросить его заблокировать карту, а затем подтвердить это, подав письменное заявление. Но каждый банк устанавливает свой срок, в который нужно успеть подать заявление, — как правило, от трех дней до недели. В противном случае банк возложит ответственность по операциям, совершенным после утери карты, на клиента. Но даже если вы успели добежать до банка в установленный договором срок, то, вполне возможно, обнаружите, что в этом документе указано, что банк берет на себя ответственность лишь на следующий день после вашего звонка с просьбой заблокировать карту. И тогда у мошенников будет достаточно времени, чтобы поживиться за ваш счет.

Между прочим, оспорить транзакции ох как нелегко. Ведь может оказаться, что вы невнимательно читали еще один пункт договора — тот, который требует хранить определенное время чеки!

Денег много не бывает

Все давно привыкли, что деньги в банкомате «своего» банка (а иногда и его партнеров) можно снять бесплатно, то есть не уплачивая никакой комиссии. Это не всегда так. Во–первых, некоторые банки все–таки берут комиссию за снятие наличных в своих банкоматах, желая «подтолкнуть» своих клиентов не пользоваться наличными, а платить картой. Во–вторых, с начала этого года многие банки размер комиссии начали повышать. По правилам, изменять условия обслуживания банк может в одностороннем порядке, хотя и обязан предупредить об этом своего клиента...

Будьте бдительны при снятии в банкомате крупных сумм. Клиенты нередко устраивают «разборки» с банком, не понимая, за что с них взяли деньги. Между тем в большинстве случаев лимит снятия наличных в банкомате ограничен, и если клиенту нужна крупная сумма, он вынужден повторять транзакцию несколько раз. Вот тут–то и поджидает сюрприз от банка: комиссия ведь взимается не за снятие нужной суммы, а за каждую транзакцию. Иногда держателю карты при снятии денег в «чужом» банкомате приходится платить сразу две комиссии — своему банку за снятие в чужой сети и банку, банкоматом которого пришлось воспользоваться. Такая ситуация может возникнуть нечасто, но знать о ней все же нужно. Международные платежные системы обычно запрещают взимать комиссию с «чужого» клиента при снятии в банкомате национальной валюты страны, где производится операция, но разрешают взимание комиссии при снятии иностранной валюты. То есть, если, допустим, вы в Таиланде снимаете в банкомате местные баты, то заплатите лишь комиссию своему банку. Если намерены там же снять в банкомате, например, доллары, то тайский банк может потребовать себе и еще одну комиссию.

Кошмар? Или мы просто слишком доверчивы? «Говорить об ошибках коллег по рынку не приходится ввиду отсутствия ошибок с их стороны, — уверена Наталья Терентьева, начальник управления ценных бумаг и пассивных операций ОАО «Прио–Внешторгбанк» (Рязань). — Ситуация своеобразная. Люди предпочитают верить обещаниям и рекламе, вместо того чтобы внимательно изучить условия кредитования. Когда наступает время отдавать деньги, возникает ощущение, что вас обманули. Но ведь вы сами позволяете ввести себя в заблуждение!»

Алена Тулякова
"Бизнес-журнал" №5 от 14 марта 2006 года

К списку статей

При использовании информации ссылка на http://finansist.pp.ru/ обязательна!
Copyright © 2006-2012